Среди всех моделей оплаты, которые используют стилисты, я выбрала фиксированную стоимость услуг. Мы с клиентом шопимся до результата без ограничений по времени. Перерывы на отдых, кофе, обед, поход за водой входят в стоимость. После шопинга — месяц онлайн-поддержки.
Расскажу, почему я остановилась на этой модели, с чем столкнулась на практике, как оцениваю её после нескольких лет работы и к чему хочу прийти в будущем.
фиксированная модель
оплаты
фикс- модель
мой опыт
Какой выбор стоял передо мной много лет назад после обучения
когда я только начинала работать, самой популярной моделью на рынке была почасовая оплата. Почти все стилисты её использовали, в школах рассказывали, что это выгодно: если поход по магазинам затягивается, клиент всё оплачивает. Удобно.

Вторая модель — фиксированная оплата за результат, — считалась странной. Зачем устанавливать фикс и терять деньги на долгих шопингах, если можно брать оплату за час?

Еще был третий вариант — брать процент от общей стоимости покупок.

Мне нужно было решить, по какой модели хочу работать я.
Что я отбросила сразу
Процент от покупок — на мой взгляд, самый спорный способ расчёта.

За поход в Зару человек заплатит меньше, за поход в ЦУМ — больше. Просто потому что может себе позволить. При этом объём работ и в ЦУМе, и в Заре один и тот же. Это не проще и не сложнее: просто другие вещи, другие магазины и другие цены.

Мне было бы некомфортно так работать.

(Ещё бывает, что бренды предлагают стилистам работать за процент от покупок. Мне такая схема тоже кажется дикой. Если магазин одежды мне нравится, я приведу туда человека бесплатно. Во время шопинга мою работу оплачивает клиент. И скрыто зарабатывать дополнительные деньги на доверии — фу.)
Почасовая или фиксированная
Чтобы сделать выбор, я поставила себя на место клиента и подумала, что бы меня тревожило в почасовой оплате.

— Хочу ли я постоянно посматривать на часы во время шопинга и пересчитывать часы в деньги?
— Готова ли я заплатить стилисту в два раза больше только из-за того, что вещи на меня не сядут из-за особенностей фигуры и мы потратим больше времени на поиск подходящих?
— Не буду ли я волноваться о том, что стилист специально затягивает время, чтобы заработать больше?
— Хочу ли я уточнять, входит ли поход в туалет в оплачиваемое время?
— Готова ли я переодеваться в примерочной как можно быстрее, чтобы сэкономить время?
— Вернусь ли я во второй раз к стилисту, которому заплатила больше, чем рассчитывала, и порекомендую ли его кому-то?

И довольно быстро приняла решение в пользу фиксированной оплаты.

Кажется, я была одной из первых стилистов в Москве, кто установил фиксированные цены на услуги и ещё и объявил их публично.

Мои преподаватели отнеслись к выбору уважительно, но говорили, что я обесцениваю свой труд. Сейчас, спустя 6 лет работы, я могу оценить, так ли это.
Потери на долгих шопингах
Шопинги правда иногда затягиваются. Бывает, доходит до восьми часов. Иногда так получается потому, что подобранные вещи не садятся, и приходится искать варианты. Иногда — потому что клиенту сложно быстро решиться на покупки.

Такие шопинги выматывают физически и эмоционально, но денег за них получаешь столько же, сколько и за стандартные 4-5 часов.

Но это случается редко. Может быть, в одном случае из 20.

Если перевести этот объем в потенциально недополученные деньги, то редкие 2-3 часа дополнительной работы влияют на 2% общей выручки. Это не те числа, из-за которых стоит менять модель оплаты.
Что еще бывает
Бывает, что шопинг идёт не по плану.

Например, нужной вещи нет в торговом центре или подходящий вариант вообще не продается офлайн. Тогда мы вызываем такси, доезжаем до другого торгового центра и покупаем её там. Или подбираем вещь в онлайн-магазине в течение месяца после шопинга.

Бывает, что мы купили всё, что нужно, и запланированные деньги закончились, но клиенту в процессе захотелось купить ещё одну пару классных ботиночек. В такой ситуации я подбираю и присылаю ссылки на эти ботиночки, а клиент сможет купить их, когда деньги снова появятся.

На всё это уходит дополнительное время, но не очень много, и случается это нечасто. И тоже входит в фиксированную оплату.
Когда я не беру деньги
Иногда шопинг не удаётся. По разным причинам: на человека ничего не садится, ему в целом не нравятся предложения, он не готов довериться моему опыту и вкусу.

Обычно это становится понятно в течение первого часа. И если ничего не получается, я честно говорю об этом клиенту, и мы расходимся.

Оплату я в таком случае не беру, даже если мы успели что-то купить.

Такое случалось со мной 4 раза за 6 лет.
Неочевидный плюс фиксированной оплаты
Клиент редко приходит к стилисту с чётким представлением о том, как всё будет происходить. Сейчас это более будничная услуга, чем 6 лет назад, но все еще нет единого профессионального стандарта и общего понимания того, как выглядит шопинг.

Поэтому важная часть работы стилиста — создать у клиента правильные ожидания в самом начале и не нарушить их в процессе. Общая сумма потраченных в конце денег — часть этих ожиданий.

Когда цена озвучена заранее, клиент психологически с ней согласен ещё до шопинга. Во время работы он о ней уже не думает, не переживает, что придётся отдать больше денег, чем он рассчитывает, и может сосредоточиться на процессе.

И мой опыт говорит, что в долгосрочной перспективе фиксированная оплата работает лучше почасовой. У меня много клиентов, которые остаются так довольны результатом, что возвращаются во второй и в третий раз, рекомендуют шопинг знакомым и дарят на дни рождения.
К чему хочу прийти в будущем
Я довольна той моделью, которую выбрала. Более того, фиксированная оплата перестала вызывать непонимание на рынке: на неё переходят многие стилисты, потому что видят, что так удобнее и клиенту, и им самим.

При этом затянутые шопинги — довольно выматывающая штука. И их пусть и небольшое число хочется сократить. Я подумываю о том, чтобы сохранить фиксированную оплату, но предупреждать клиентов, что шопинг ограничен пятью часами.

Не для того, чтобы через 5 часов говорить «пока» и уходить. Понятно, что работать мы будем до результата. Но так мы оба будем понимать, что у нас нет всего времени мира.
как заранее организовать пространство, во что одеться, выгонять ли родственников из дома на время разбора, доставать ли вещи из шкафов заранее.
во что одеться, как накраситься, что по еде, чего лучше не планировать день шопинга.
почему она полезна, как ей эффективно воспользоваться. Примеры типовых вопросов, которые задают клиенты во время онлайн-поддержки.
из каких этапов состоит онлайн-разбор гардероба, чем отличается от разбора личного, что нужно будет подготовить заранее, сколько займет, и где созваниваемся.
где и как проходит встреча, какие задачи она решает, и почему настройка ожиданий не менее важна, чем сам шопинг.
© 2016-2024, олеся орлова, olesya@olesyaorlova.ru